zagarodnaja nedvizhimost

ЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В МОСКВЕ

Февраль 4, 2016 - недвижимость в Москве

ПРИНЯТ ЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В МОСКВЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

Какой будет рынок московской земли, покажет время. Важно, что эта сфера экономики приобрела законодательные формы. Теперь дело за тем, чтобы с умом и выгодой торговать этим «товаром».

Сегодня земля в Москве во многом бесхозна. Никто не спрашивает разрешения на установку «ракушки», иной раз и торговый ларек устанавливается без ведома властей. А если и получено такое разрешение, то никто не проверяет, как используется земельный участок. О мусорных свалках на территории Москвы уже все газеты и телевизионные каналы глаза «измозолили», но никто и не думает их убирать. Москвичам приходится в прямом смысле костьми ложиться под бульдозеры, чтобы препятствовать строительству промышленных и жилых объектов на заповедных территориях или не позволять сносить памятники истории и культуры. Москва уже вышла за пределы кольцевой автодороги и продолжает расширяться. В то же время на территории столичного града множество ветхих строений, которые не представляют никакой исторической или культурной ценности, но занимают огромные площади. Можно привести и другие примеры не очень хозяйственного использования земли.

Представляется, что главным критерием эффективного использования земли является максимальное получение полезного продукта с ее каждого квадратного метра. В последнее время в этом направлении немало делается: Москва стремительно растет ввысь, сносятся «хрущевки», на их месте возводятся высотные здания, появилось много новых парков, красивее и благороднее стала архитектура столицы. Очень хорошо!

Но все же немало и проблем. Как прокладываются новые автомагистрали, новые линии метро, в том числе открытые и даже надземные? Проектировщики доказывают, что строительство этих видов метро обойдется дешевле подземных. Да, первичные вложения ощутимо меньше. Но ведь дальше эти участки земли уже не будут использоваться. Сиюминутная выгода перевешивает стратегический расчет. Эти виды метро станут предметом бесконечных жалоб жильцов прилегающих домов на повышенный шум и загрязнение окружающей среды. Или железнодорожные пути, проходящие по территории Москвы и занимающие не один десяток квадратных километров…

Во всех этих случаях земля используется только разово. А если забрать их колеи в тоннели, а сверху построить другие сооружения? В этих случаях использование одного и того же участка земли повысится многократно. Что выгоднее — одноразовое использование или многократное? Ответ очевиден. Идти нужно, видимо, по наиболее эффективному пути эксплуатации земли. Считать нужно не только первичные вложения, но и стратегическую выгоду. Ведь легче, дешевле, удобнее, выгоднее для города и для жителей, чтобы на одном участке земли располагалось как можно больше нужных объектов: меньше инженерных коммуникаций, подъездных путей и т. п., насыщеннее социальная инфраструктура.

 

Александр Яковлев, «Цена московской земли», «Вечерняя Москва», 02.08.2002, стр.3.

Статьи по теме

› tags: МОСКВА / про недвижимость /