Недвижимость и закон о налоге на имущество

Февраль 8, 2016 - Uncategorized / новости СНГ

Все агентства недвижимости отмечают резкий рост активности на рынке жилья. Во многом это связано с обычным сезонным подъемом, но часть покупателей подтолкнуло к решению жилищных проблем принятие поправок к Налоговому кодексу, которые вступил в силу с 1 января 2000 года. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее? И еще — о налогах на владение недвижимостью.

На вопрос читателя журнала отвечает Александр Самарцев, директор центра недвижимости «Ината»:

Каждый из нас владеет тем или иным имуществом, и почти каждый ежегодно сталкивается с налоговой инспекцией для того, чтобы заплатить государству налог на это имущество. Если говорить о недвижимом имуществе, то граждане должны действовать в соответствии с Законом о налоге на имущество граждан и в соответствии Налоговым кодексом РФ в редакции Федерального закона- 154-Ф3 от 9 июля 1999 года. Рассмотрим новые положения каждого закона в отдельности.

До вступления в силу нового Закона о налоге на имущество имеющие в частной собственности жилье обязаны были платить ежегодный налог на имущество в размере 0,1 % ПИБовской стоимости. Деньги, вроде бы, небольшие, однако с учетом ежегодной переоценки балансовой стоимости жилья сумма ежегодного налога может достичь значительной величины. Кроме того, новая редакция Закона вводит шкалу величины налога. Шкала несложная. Для жилья с инвентаризационной стоимостью до 300000 рублей величина налога сохраняется 0.1 %; от 300000 до 500000 рублей — «вилка» 0,1 % — 0.3,%; дороже 500000 рублей — от 0,3 % до 2 %.

Все революционные налоговые идеи из документа улетучились за время долгих странствий между Думой и Кремлем. В первоначальном варианте предполагалось брать налог не с ПИБовской, а с рыночной стоимости жилья — не прошло. И сейчас получается, что основная тяжесть налога ляжет на новоселов: ПИБ учитывает затраты на строительство, а вовсе не потребительские характеристики квартиры или дома. Таким образом, владельцы жилья, находящегося в частной собственности, должны быть готовы ежегодно выкладывать из своего кармана довольно значительную сумму налога на свое имущество.

Теперь о Федеральном законе- 154-Ф3, вносящем изменения и дополнения в первую часть Налогового кодекса (НК). Пожалуй, самые интересные его пункты — те, которые осуществляют порядок установления контроля за расходами физических лиц. Надо понимать, что автоматически утрачивает силу Федеральный закон «О контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам», который должен был вступить в силу 24 января 2000 года. Но перенос начала контроля на 24 дня вперед — не самый главный сюрприз, приготовленный поправками к НК.

В прежнем законе говорилось, что контролю подлежит приобретение недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, культурных ценностей и золота в слитках при сумме покупки, превышающей 1000 МРОТ (на сегодня это 84000 рублей или около $3190). Новым НК все пороги, не подлежащие контролю, отменяются. Теперь регистрирующий орган (в частности ГБР) в течение 15 дней с момента регистрации договора купли-продажи обязан сообщить о ней в налоговые органы. Нотариусы же при удостоверении сделок с недвижимостью это делать не обязаны.

После получения сообщения от регистрирующего органа налоговая инспекция в течение месяца обязана составить акт и затребовать пояснения у налогоплательщика. На предоставление таких пояснений в виде деклараций последнему отводится 60 календарных дней с момента получения письменного требования. НК в качестве ответственности за нарушение этой обязанности предусматривает штраф в размере 50 рублей за непредоставление документов и сведений, затребованных налоговыми органами. Более суровые меры ответственности, установленные ст. 119 НК за просрочку подачи налоговой декларации и подачи пояснений, вряд ли будут применяться.

НК устанавливает, что налоговые органы обязаны потребовать пояснения физического лица, если произведенные расходы превышают доходы, полученные этим лицом за предыдущий налоговый период, либо если налоговые органы не располагают информацией о таких доходах. Налоговый период по подоходному налогу составляет один год. Таким образом, если гражданин не подавал декларацию о доходах за 1999 год, а в 2000 году приобрел квартиру даже за сумму меньшую, чем его доход в 1999 году, существует формальное основание для того, чтобы у гражданина затребовали пояснения.

Одна из проблем, которая встает в связи с контролем за крупными расходами уже сегодня — это приобретение квартир по договору о долевом участии в строительстве. Дело в том, что право собственности на вновь возводимый объект недвижимости возникает с момента государственной регистрации, а не в момент проплаты денег за строящееся жилье. Поэтому, если в 1999 году вы внесли деньги за квартиру в строящемся доме, то в 2000 году с регистрацией прав собственности на эту квартиру вы должны быть готовы представить в налоговые органы специальную декларацию с указанием всех источников и сумм дохода за 1999 год.

Основной целью налоговых органов при контроле крупных расходов физического лица является проверка правильности уплаты этим физическим лицом налога за предшествующий год. Следует еще раз подчеркнуть, что речь идет только о доходах за предшествующий год, и если Закон «О государственном контроле…»предоставлял гражданам возможность ссылаться на хранение накоплений в наличных деньгах в сумме не более 1000 МРОТ, то НК аналогичного положения не содержит. Поэтому ваши ссылки на сбережения, которые делались в течение ряда лет, в налоговых органах будут выглядеть довольно спорно.

Статьи по теме

› tags: законодательство /