buduzhhee moskvy

Социологи учавствуют в будущем строительстве Москвы

Июнь 18, 2016 - недвижимость в Москве / обзор рынка недвижимости

В сооружение транспортной развязки на Кутузовском проспекте оказались вовлечены… социологи. Как правило, представители этой профессии при разрешении практических вопросов ограничиваются маркетинговыми исследованиями. В упомянутом проекте их участие было вполне весомым. Публикуем беседу нашего корреспондента с сотрудниками Центра социального управления, коммуникации и социально-прогнозных технологий кандидатом социологических наук Любовью Николаевной Цой и Евгением Михайловичем Акимкиным.

— Почему стало необходимо участие социологов в строительных проектах?
— В российском обществе в последние десятилетия произошли глобальные изменения — в частности, люди стали собственниками жилья. В пределах правового пространства (федерального, регионального и городского) население может являться субъектом градостроительных проектов, принимать участие в их осуществлении. Позиции москвичей усилило Постановление мэра Москвы  «О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий». Отныне власти различного уровня, инвесторы, проектировщики, застройщики обязаны взаимодействовать с населением.
Возьмем сооружение третьего транспортного кольца — всем понятно, что проблему разгрузки транспортных магистралей Москвы, включая Садовое кольцо, необходимо решать. Но третье кольцо проходит через жилые массивы, «задевая» конкретных жителей. Необходимо было согласовать их интересы с интересами города в целом.
На Западе в подобных случаях обращаются к процедурам согласования, зафиксированным в нормативно-законодательных актах.

— В чем конкретно выразилось ваше участие в проекте?
— Нашей задачей было согласование интересов заказчика (ООО «Организатор»), властей всех уровней, строителей и жителей. Мы должны были «гасить» конфликты. Жители Кутузовского, в частности, опасались, что при строительстве будет нарушена почва и их дом сползет в котлован; что новые магистрали пройдут слишком близко к их домам и террористам будет удобно вести прицельный огонь; что как только окончится строительство, стоимость квартир в их домах понизится (она повысилась); что в домах вследствие строительства образуются трещины, обрушатся колонны. И т. д. Поэтому одной из задач, стоящих перед нами, было создание адекватного представления о строительстве.
Мы информировали население о проекте при помощи специальных буклетов, знакомили с документацией. Организовывали консультации с депутатами, юристами, экономистами, проектировщиками. В анкетных опросах, во время проведения фокус-групп и собеседований выявляли предпочтения, интересы и проблемы жителей и других участников строительства, которые необходимо согласовать. Все наши собрания, совещания, круглые столы с участием социологов носили неформальный характер.

— С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
Мы возлагали надежды на инициативную группу жителей, на советы территориального общественного самоуправления (СТОСы). Надежды не оправдались. Жители встали в оппозицию к социологам, недоверие к власти и протест перенесли на нас. Среди участников конфликтов были люди и рационально, и иррационально мыслящие. Первые к возможности положительного для жителей решения относились скептически (кольцо неоднократно принимались строить с 1937 г.). Иррационально мыслящие люди были готовы к немедленному действию, к митингам и подобным формам отстаивания своих интересов (по ходу нашей работы, в процессе объединения, большинство освоило рациональный подход к ведению дел). Разумной альтернативой в подобных ситуациях является документальное оформление своих требований и получение компенсации за понесенный ущерб.

— Что вы имеете в виду, говоря об ущербе?
— Изменение привычной среды обитания, ухудшение экологических показателей, в том числе повышение шумности, загазованности, связанных с изменением транспортных потоков (например, водители будут использовать для проезда тихие ранее улицы), необходимость перенесения гаражей, предполагаемое снижение стоимости квартир в домах, соседствующих со строительством. Да и непосредственный шум стройки — малоприятная вещь.
Подчеркнем: участники строительства должны решать возникающие конфликты в правовом поле — на основании законов. Если речь идет об обращении в суд — оно должно быть грамотным. Жители должны выступать в качестве юридического лица (оформление требует всего лишь одной недели). Правовая неграмотность населения приводит к тому, что работает обычный бюрократический механизм: «Подавайте в суд. Пишите заявление. Тогда будет ответ».
Далее. Выбрали управу, депутатов, которым не доверяют (тоже иррациональный выбор). Население может контактировать с властями, делая запрос через своих депутатов и имея право требовать от первых ответа.

— Смогли ли жители добиться желаемых результатов?
— Частично. Не смогли консолидироваться, воспользоваться ситуацией и благоустроить свои дворы. Нужно было торговаться со строителями и властью.
В целом мы должны признать, что у жителей отсутствует стремление и даже сама мысль о том, что можно что-либо выиграть в подобных ситуациях.

— Что бы вы могли порекомендовать жителям Москвы на будущее?
— Во-первых, «один в поле не воин» — в одиночку ничего не добиться. В инициативные группы надо выбирать рационально и здраво мыслящих людей, которые берут не горлом, не криком, а продуманными действиями. Во-вторых, нужно хорошо знать законы — свои права и обязанности. В-третьих, необходимо четко определять структуру, организацию, которая может представить интересы жителей, — кондоминиум, СТОС. В-четвертых, прежде чем начать борьбу, следует посоветоваться с социологами, юристами (независимыми).

Статьи по теме

› tags: МОСКВА / про недвижимость /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *