privatizazija moskva

ПРИВАТИЗАЦИЯ ПОД КРАСНЫМ ФЛАГОМ МОСКВЫ

Октябрь 21, 2016 - вопросы собственности / земельный вопрос / недвижимость в Москве

ПРИНОСИТ ДЕНЬГИ, НО ОПЕРЕЖАЕТ ЗАКОН

Главная отличительная черта московской приватизации — по мнению первого заместителя Премьера правительства Москвы Олега ТОЛКАЧЕВА — ее ощутимый результат. Москва получила от операций с собственностью в три раза больше, чем вся Российcкая Федерация. При этом доход города в 1995 г. составил 1 млрд. долларов, а в 1996 г. — 1,2 млрд. долларов.

Подобный результат был достигнут благодаря тому, что правительство Москвы на основе указа Президента Российской Федерации разработало собственную программу приватизации.

В чем же ее особенность? В первую очередь, московская схема не ставит задачу сиюминутного создания собственника, важно — эффективный это собственник или нет. Согласно московской программе собственность приватизируется путем акционирования, продаж, сдачи в аренду, но продажа происходит по тем ценам, которые близки к рыночным. Более того, установлены ограничители снизу, к примеру, продажа собственности в центре города должна происходить по цене не ниже 1,5 тыс. долларов за кв. м, что приблизительно соответствует рыночным ценам, которые складываются сейчас в Москве. Расчеты оправдались: по последним двум продажам средняя цена сложилась на уровне 1,9 — 2,0 тыс. долларов за кв. м. К тому же надо учитывать, что продаваемая в Москве собственность — не новая, требующая дополнительных расходов на реконструкцию и реставрацию.

Следующее кардинальное отличие — сдача муниципальных объектов в аренду. В 1993 г. было собрано 36 — 40 млрд. руб. арендных платежей — тогда эта цифра казалась пределом мечтаний. Но уже в 1994 было собрано 450 млрд. руб. в 1995 г. — 970 млрд. руб., в 1996 г. — 2 триллиона! По итогам 1997 года планируется получить 2 трлн. 300 мрлд. руб. Нет сомнений, что план будет выполнен, хотя за этот период арендная плата возросла в 3 раза — с 60 до 1%) тыс. руб. за кв. м. Созданные в каждом административном округе хорошо оснащенные технически мобильныегруппы из 30 — 35 человек занимались регулированием сбора арендной платы на месте. Нынешний -уровень сборов — не потолок, хотя роста в десять раз уже не будет. Реальный прогноз — до 10%.

Не менее важный результат получен в ходе проведения инвентаризации, выявления некорректно оформленных договоров аренды, которые заключались ранее всевозможными «службами», «дирекциями», а также проведения реструктуризации имущественной системы. Упомянутые «дирекции» (особенно Центрального округа) имели на своем балансе огромное количество собственности, включая право ею распоряжаться за вычетом желания отчитываться. Итог работы — за два года наведен порядок в системе арендных платежей. Конечно, еще остались проблемы, но они уже больше технического плана.

Интересные результаты показали некоторые нестандартные инициативы Москвы. Возможный резерв в повышении собираемости арендной платы — привлечение к сбору платежей коммерческих структур, работающих на проценты от собранных сумм. Эксперимент, проведенный в центре столицы, показал увеличение собираемости арендной -платы на 7%. Однако нововведение столкнулось, с законодательными нормами: государственная муниципальная структура не имеет права никому передоверять функцию сбора арендной платы. Пришлось отказаться от этой практики. С теми же проблемами столкнулись попыток правительства Москвы применять более жесткие меры к должникам именно наложением санкций на их имущество. В 1997 г. эти меры принесли в городскую казну 250 млрд. руб., однако и здесь судебные органы усмотрели несоответствие законам.

По-новому подошли московские власти и к вопросу инвестиционной деятельности, которая в последнее время развивается в городе с большим размахом, но стихийно. Поэтому встала задача осуществить конструктивный контроль, что удалось в какой-то мере сделать.

Нам удалось остановить процесс разбазаривания долей города в инвестиционных процессах. Речь идет о следующем. Для того чтобы привлечь инвесторов для реконструкции или строительства, как правило, применялась схема 50 на 50, по которой инвестор после выполнения проекта получал в собственность 50% городской собственности, а 50% оставалось у города. Причем инвестор имел предпочтительное правовыкупить муниципальную часть. В результате доля города стала катастрофически уменьшаться.

Сейчас мы применили другую практику. Новое соотношение составляет 60 на 40 в пользу инвестора. Но городские 40% инвестор должен выкупить по конкурсу. Оказалось, что это устраивает и инвестора, и тем более город, чья казна стала заметно пополняться.

Следующий резерв — земля. Понятно, что в Москве нет таких прибыльных природных ресурсов, например, нефти, газа, которые есть в РФ, нет и возможности сельскохозяйственного производства. Поэтому основная наша ценность — московская земля со всей ее инфраструктурой. Сегодня существует форма передачи земли в долгосрочную аренду, причем эта аренда может быть переуступлена. В результате город получает доход в бюджет в объеме 2 трлн. руб. ежегодно. В 1998 г. планируется получить 2,3 трлн. руб. Городская дума рассматривает вопрос о продаже земель в Москве.

Чтобы оценить результаты московской модели приватизации, достаточно сравнить: в 1996 г. Москва получила от работы с землей 7,3 трлн.руб., в Петербурге же было получено 156 млрд. руб. Если учесть, что Петербург в 2 раза меньше Москвы, то получается, что в Первопрестольной средств было получено в 25 раз больше. Это наглядно доказывает преимущество московской модели .перед общероссийской, которая реализовывалась в Петербурге.

Главное, что хотелось бы отметить — в городе создана имущественно -земельная система, экономическая система по работе с городской собственностью. Московская концепция приватизации, может быть, имеет недостатки, но она работает. Если сейчас Москва получает от этой работы в бюджет 7,7 трлн. руб. в год, то Россия, следуя московскому примеру, может и должна получать от приватизации 80 трлн. руб. ежегодно.

Статьи по теме

› tags: законодательство / МОСКВА /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *